Японское темари

Восточное искусство с загадочным именем «Темари» имеет довольно продолжительную историю существования, уходящую корнями в далекий 18 век. Давайте поговорим о том, что же это такое — японское темари.

Японское темари — становление творчества

Если перевести название с японского языка, получится словосочетание «мяч принцессы» — трактовка напрямую связана с особенностями зарождения и развития данного направления. Описать удивительное творчество можно так: это вид рукоделия, предполагающий изготовление пестрых расшитых шаров с затейливыми орнаментами (чаще всего геометрическими).

Пальма первенства в разработке идеи темари принадлежит жителям Поднебесной. Изготовление декоративных мячиков было нацелено на развлечение аристократов: в давние времена представители знати развлекали себя игрой с ножным мячом. Изначально такой «снаряд» не имел роскошного украшения — в его основу ложилась оленья кожа или простые шелковые лоскутки.

Японское темари

К 15 веку расписные мячи вышли далеко за пределы царственных чертогов – их облюбовали многие уличные жонглеры и циркачи. Чуть позже игра обрела невиданную популярность на просторах Японии. Как и в Китае, увеселительное занятие было уделом молодых особ из знатных домов, единственным отличием стал ручной способ игры с мячиком. Некогда энергичное хобби сменилось более степенным и бережливым обращением, поэтому у затейниц появилась возможность давать волю своей декоративной фантазии. Изящные мячи стали набивать рисовой шелухой и дополнять богатой вышивкой из шелковых нитей, причем их владелицы заинтересовались личным участием в этом увлекательном процессе.

Научившись создавать потрясающе красивые изделия, девушки щедро преподносили их в дар близким людям – как символ удачливости и неисчерпаемого богатства. Без темари были немыслимы праздники и званые вечера, когда маленькие девочки сопровождали игру распеванием милых песенок. Кроме того, благодаря чудесным мячикам зародилась особая традиция: собираясь замуж, японки обязательно забирали один из них в свое новое жилье – таким образом, темари подчеркивали неразрывную связь с отчим домом, играли роль оберегов и хранили светлые воспоминания о детстве.

шары

19 век позволил вывести искусство на новый, более разнообразный и общедоступный, уровень. Бурный промышленный прогресс подарил возможность использовать более дешевые, но не менее эффектные, материалы: яркие хлопковые нити были по карману едва ли не каждой мастерице. Формируя те или иные узоры, народные умельцы подчеркивали свою самобытность и отношение к определенному сословию. Постепенно рисунки становились некой традицией, транслируемой через поколения.

Несмотря на пышный расцвет этого колоритного творчества, двадцатое столетие серьезно подорвало его устои. Темари утратили прежнюю актуальность из-за обширного производства резиновых мячей. Тем не менее, поклонники изящного рукоделия сумели пронести их идею через «трудные» годы – примерно в середине семидесятых искусство было успешно «реабилитировано». Более того, оно преодолело рубежи родной Японии, получив заслуженное признание в самых разных уголках нашей планеты.

шары

Основы японского темари

Современные мастера предпочитают поддерживать аутентичность традиционных японских темари, а потому чаще всего выбирают для наполнения шаров рисовую шелуху. Конечно, на первых порах задачу можно и нужно упростить: лучше всего взять готовый теннисный мячик, а затем плотно обмотать его шерстяными и швейными нитями. Работать с шелухой несколько сложнее – форма изделия может получиться весьма далекой от идеала.

Для того чтобы наметить «макушку» шара, в него вставляется булавка с белой головкой. Нижняя точка обозначается строго симметрично. Затем между верхней и нижней отметкой прокладывают своеобразный экватор – он закрепляется яркой ниткой. Подобно глобусу, экватор разделяют на одинаковые доли, образуя меридианы. Получившийся узор из ниток служит отправной точкой для вышивки.

шары

На заре темари рисунки подбирались в соответствии с типично японскими мотивами, как правило, на шаре присутствовали сакура, журавль, бамбук, хризантема или черепашка. Не меньшей популярностью пользовались геометрические фигуры, однако простотой они никогда не отличались. Отталкиваясь от выбранного узора, мастер «выстраивает» булавки и наносит стартовые стежки (их, кстати, очень легко освоить – используется всего несколько примитивных разновидностей). Если говорить о типе нитей, то в приоритете всегда находятся шелковые, хлопковые и мулине.

шар

В том случае, если вы хотите сформировать объемное изображение или орнамент, рекомендуется сочетать нитки «теплых» и «холодных» тонов. Первые (к ним принадлежат оранжевые, красные и желтые оттенки) создают впечатление приближенности, то есть некоторого выступа. Вторые (из фиолетовой, синей и голубой гаммы), наоборот, зрительно отдаляют и отстраняют элемент. Интересно, что один и тот же цвет способен «играть» в том или ином союзе совершенно по-разному. Возьмем, к примеру, красный тон: в гармонии с сиреневым он смотрится как «холодный», хотя сам по себе считается «теплым».

При желании  японское темари можно ароматизировать: с этой целью внутрь шара помещают душистые травы и сухоцветы, а также пряности или кофейные зерна. Кроме того, иногда изделию еще и придают звучности – в основу закладывается мячик от пинг-понга, который заполняют крупой, горохом, желудями и даже мелкими колокольчиками. Для удобства крепления шары дополняют петелькой, а в нижней части нередко закрепляют пышную декоративную кисточку.

yaponskoe-temari-2

Несомненно, техника  японского темари очень креативна. Она требует от мастера трудолюбия, терпения и усидчивости, зато взамен обещает невероятно красивый, душевный и уникальный результат. Яркие шары могут стать достойным подарком или прекрасным сувениром. Оригинальными изделиями нередко украшают интерьер, а также елки во время новогодних праздников. Размещать их можно где угодно – у входной двери, в оконном проеме или над детской колыбелькой. Стоит ли удивляться, что знакомство с японским темари зачастую перерастает в увлечение на долгие годы?

Leave a Comment