Появление картинных рам

Наличие у картины рамы кажется естественным, но де-факто она существовала не всегда. Резным обрамлением произведений искусства люди начали заниматься примерно с шестнадцатого века, а самостоятельным видом творчества рамы стали во времена Возрождения. Кому же мы обязаны появлением картинных рам?

Появление картинных рам

Рама несла в себе не только практическую функцию: она была призвана дополнять картину, усиливать эмоции и чувства смотрящего на нее.

Прошлое время

Изготовление рам было достаточно сложным занятием, требующим разнообразных навыков от творца. Придать форму будущему деревянному изделию было самой простой из задач: профессиональные рамы совмещали в себе не только дерево, но и украшения из дорогих материалов. Вставки вытачивались костяные, хрустальные, перламутровые.

На создании такого сверкающего роскошью древесного великолепия мастера не останавливались: окончательный продукт в обязательном порядке покрывался лаком, а в некоторых случаях золотом или серебром.

Впрочем, изящество рам эпохи Леонардо Да Винчи и Тициана не было вечным. С завершением шестнадцатого века начали появляться зеркала, а с ними – и необходимость в массовом производстве рам для них. Тонкое мастерство было позабыто, а золотые руки людей, трудящихся над рамами, остались в стороне от производства, которое было поставлено «на поток».

Наборы элементов, форм для отливки из гипса и металла распространились с восхитительной скоростью: делать рамы стало проще и быстрее, а создание обрамления для картины как творческий процесс потеряло смысл.

poyavlenie-kartinnyx-ram-1

Предавать забвению этот красивый отрывок истории все же не стоит: основоположники искусства создания рам сумели дать этому миру потрясающие вещи, которые сами могут полноправно считаться произведением искусства, а не только прелюдией к нему. Таких было много: в Англии даже существовала школа, в которой учили изготовлению рам.

Основал ее голландский ваятель Гринлинг Гиббонс, имя которого может послужить неплохим примером того, как достигнуть внушительных карьерных высот. Родом из купеческой семьи, Гринлинг отправился на туманный Альбион и за тринадцать лет занял место гравера при короле. Настоящее мастерство редко остается незамеченным!

Однако не только Гиббонс прославился ручными умениями и образовательной деятельностью: продолжателем его дела может считаться другой английский творец Чиппендейл, написавший руководство для дворян, желающих заниматься резкой деревянных рам. Его труд помог сохранить уникальные знания, а его имя стало настолько известно, что в честь этого мастера назвали сорт роз.

Стоит отметить, что талантливые люди водились не только в Англии: во Франции, например, отметился некий Франсуа Обен, посвятивший свое творчество маркизе Де Помпадур.

poyavlenie-kartinnyx-ram-2

Настоящее время

Во времена, когда выточить раму было делом профессиональных мастеров, а к конечному творческому продукту предъявлялись высокие эстетические требования, купить раму было весьма проблематично, но в двадцать первом веке ситуация изменилась.

Самый частый материал для создания – пластик, но можно попросить выполнить работу из дерева. Позолоченные рамы, к сожалению, стали достоянием древности – на замену роскошному металлу пришла краска. Рельефный объем раме придается уже не вручную, а трудолюбивым станком, крепится же обрамление с помощью скоб.

Конечно, такие рамы не идут в сравнение с художественными рамами прошедших эпох, но – вот парадокс! – более высоко ценящиеся рамы-антиквариат люди выбрасывают самостоятельно. Скорее всего, виной всему – необходимость восстанавливать объект: на старых рамах раскрашиваются элементы из алебастра, облетает позолота. Реставрация такой «красоты в руинах» требует серьезных вложений и «консилиума» специалистов – чаще всего преодолеть такой путь удается только музейным рамам.

Впрочем, восстановление древесного антиквариата – возможность обрести действительно уникальную, дорогую и красивую вещь. Я очень люблю старинные вещицы, а вы?

One Thought on Появление картинных рам

  1. Елена Владимировна

    Я тоже очень люблю такие предметы, которые сохраняют сквозь века теплоту человеческих рук! На самом деле, если человек способен производить столь сложные работы с деревом, то он и в современном мире сможет легко найти ценителей своего творчества — таково мое мнение. Мой знакомый дарит новую жизнь предметам антикварной мебели, и это настоящее счастье — заниматься любимым делом.

Leave a Comment