Подольское ткачество

Подольское ткачество – один из самых давних и распространенных видов традиционного домашнего ремесла. Первые попытки прядения берут свое начало еще со времен трипольской культуры. Со временем ткачество превратилось в настоящее искусство, объединив в себе ужитковую и декоративную роли. Почти в каждой семье был ткацкий станок.

Подольское ткачество

Тканые вещи наполняли каждый дом, это: ковры, покрывала, дорожки, скатерти и рядна, полотенца, пояса и разнообразные элементы национальной одежды.

Процесс ткачества на Подолье

Начинался процесс ткачества с приготовления нитей. Сырьем для них служили – лен, шерсть, но наиболее распространены были конопли. Чтобы получить нитки, нужно было коноплю вырастить, собрать, вымочить, витепать на бетельне и вычесать специальными щетками. Остатки от чесания называли «паклей».

После этого полученные волокна навивались на пряжу и начинали прясть на веретене. Пряжа накладывалась на кужель или гребень, одной рукой дергали волокно, а второй крутили веретено.

станок

В народе существует верование: веретено – это стержень, на котором вращается земля. Большое облегчение при прядении предоставляла прялка, или «тележка». Ногой приводилось в движение колесо, которое скручивало нитку и мотало ее на шпульку. Нити с веретена и шпуль перематывали на мотовило, а потом в метки, клубки. Запрещалось сматывать в праздники, в воскресенье или ночью – чтобы воры по двору не мотались.

После этого нитки нужно было отбелить. Для этого нити заливали кипятком, в котором разводили пепел, затем высушивали и красили. Цвет нитей зависел от изделия, которое собирались изготавливать. Краски были разных цветов, для их изготовления использовали только природные красители. Это были: кора ольхи, кожуры грецкого ореха, душица, отвар луковой шелухи и сушеных стеблей горца, цветки желтила и еще много других.

станок

Далее нити начинали сновать, пытаясь рассчитать их количество для основы изделия. За основу считались нити, которые натягивались горизонтально, и при переплетении с поперечными становятся полотном. Для нитей, в мотках, при размотке, используется специальная вертушка-сновалка, или сновальная рамка.

Во время процесса снования необходимо следить, чтобы нити не перекручивались. Основу на станок навивали опытные женщины, шлихтовали и уже после этого начинали заправлять станок. При работе также использовались большие ножницы и челнок. Сначала была известна только одна техника – перекрестное переплетение двух нитей, но впоследствии она совершенствовалась и обогащалась.

ковер

Как следствие на холсте вырисовывались новые интересные узоры. Строение ткацкого станка сложное, это: две рамы соединены между собой двумя валами задним и передним (для готового полотна). По бокам находятся колеса с крупными зубцами, с помощью которых запускается движение валов. По центру находится ляда, она прибивает нить подткания к предыдущим нитям. Внизу находятся подножки, которые толстыми веревками соединяются с ничальницями, подвешенными рядом с крышкой, их должно быть одинаковое количество. При нажатии на подножку ничальницы двигались и создавали рисунок на ткани.

На Подолье производились лучшие полотна, потому что чернозем способствовал получению хорошего сырья – в основном конопли. При её посадке и выращивании старались придерживаться всех правил, которые передавались в семье от отца к сыну. Сеяли коноплю на полный месяц и верили, что они родят еще лучше, когда сеять будет мужчина.

ковер

Да и, согласно поверьям, самим семенам конопли придавалось магическое значение. Его использовали во многих ритуалах и обрядах.

Несмотря на сложность процесса ткачества, этим искусством может овладеть каждый желающий. Большое значение придавалось тому, кто придет в дом, когда работают за станком, да и сам ткач должен был быть в хорошем настроении, чтобы нитка не рвалась, и полотно было добротным. Вот такие секреты таит в себе подольское ткачество.

ткацкий станок

Leave a Comment