Диего Родригес де Сильва Веласкес

Творчество Веласкеса — это пик изобразительного искусства Испании XVII века. Он появился на свет в Севилье в семье бедного дворянина, а художественное образование получил у местного живописца Ф. Пачека.

Начало творческого пути Веласкеса

Первые работы Веласкеса — «Завтрак», «Старая кухарка», «Служанка — мулатка», «Музыканты, «Продавец воды» (1620) — отражают жизни простых людей. В этих незатейливых сценах нет сложного сюжетного действия. Но значение этих работ для начального периода творческого пути художника огромное. Даже тогда, когда Веласкес обращался к библейским или мифологическим темам, приемы бытовой живописи были ведущими. Их можно увидеть в картинах «Христос в гостях у Марии и Марфы» «Вакх» (конец 1620).

Картина
Веласкес «Вакх»

Придворный художник

В 1623 Веласкес переехал в Мадрид, где благодаря покровительству премьер – министра Аливареса стал художником при дворе короля Испании. Это имело как плюсы, так и минусы. С одной стороны художник освобождался от опеки церкви, но с другой — он был обязан работать под диктатом королевского двора. Большое количество произведений, написанных в Мадриде в ранний период, составляют портреты. Это картины правителя Филиппа IV, его семьи, графа Аливареса, придворных.

Диего Родригес де Сильва Веласкес в 1629 впервые отправился в Италию. Он побывал в Генуи, Венеции, Риме и Неаполе. Впечатления, полученные здесь, знакомства с античными памятниками, работами художников эпохи Возрождения повлияли на Веласкеса, способствовали обращению к мифологическим темам. В 1630 в Риме он завершил работу над картиной «Кузница вулкана».

Возросшее мастерство Веласкеса проявилось в свободной и уверенной композиции, разнообразии характеристик персонажей. Но наиболее важным достижением стал колорит. Цветовой лад картины строится на сдержанной золотистой тональности, на мягких розоватых рефлексах, которые отбрасывает огонь в горне кузнецов.

Картина
Веласкес «Кузница вулкана»

Испания — родина

После возвращения на родину в 1631 году произошел один из самых плодотворных периодов его деятельности. С 1630 по 1640 годы были написаны блестящие по колориту и композиции портреты графа Аливареса, кардинала Камила Анстальи, инфанта Бальтасара Карлоса.

Однако самой важной работой стала картина «Сдача Бреды» (1635). В ней показано взятие испанскими войсками голландской крепости Бреды. Единственное успешное событие в войне против Голландии Веласкес должен был показать как исключительную победу Испании.

Главное, что привлекает внимание в работе, — необычность трактовки исторического события, изображенной без парадно – аллегорического восхваления победителей, что было типовым для живописи того времени. В центре картины предстает командующий голландским гарнизоном Юстиниан Насау, который передает ключи от крепости испанцу маркизу Спиноле. За ними военачальники, солдаты. Работа напоминает групповой портрет – так емко, психологически выразительно выглядят герои.

Картина
Веласкес «Сдача Бреды»

Снова в Италию

Официальной целью второго визита Веласкеса в Италию было пополнение королевской коллекции искуснейших произведений. Вместе с тем автор много работал над портретами.

Среди них очень значимым является портрет папы Иннокентия X (1650). По глубине безжалостной характеристики, живописному решению это одно из лучших произведений Веласкеса. Тяжелый, недоброжелательный взгляд, решительность движений характеризуют хитрого, двоедушного человека. Но зритель улавливает и противоположные черты его характера – волю, разум, целеустремленность, проницательность. Такое впечатление складывается благодаря композиционному строению портрета, своеобразному цветовому решению, основанному на сочетании тепло – красных, розовых и белых тонов.

Картина
Веласкес — «Портрет папы Иннокентия Х»

Веласкесу принадлежит первое в западноевропейском искусстве произведение, где показан труд простых людей. Он и раньше обращался к этой теме в своих картинах, но в многофигурном полотне «Пряхи» (1657) Веласкес смог сделать в развитии бытового искусства большой шаг. Показывая гобеленную мастерскую, живописец изображает на переднем плане простых женщин за работой, а в глубине – знатных дам, рассматривающих великолепные гобелены.

Кроме того, художник показал еще и античный миф об Арахне и Афине, вытканный на гобелене и размещенный на дальней стене. Благодаря такому сочетанию разных по характеру сцен, точному композиционному решению, выразительной прозрачно – золотистой цветовой гамме Веласкес смог высказать свое представление о многосторонности реального мира, о чудесах жизни, собственное отношение к творческим истокам народа.

Об этой картине о писала в статье — История вышивания.

Диего Родригес де Сильва Веласкес очень известный художник. Меня его творчество восхищает.

Leave a Comment